На третьем этапе вы разрабатываете план антикризисных мероприятий. План представляет собой последовательность действий по схеме:
Проблема → Решение → Результат
Что конкретно может включать в себя антикризисный план:
- Расходы, от которых можно избавиться прямо сейчас — например, бонусы отдельным сотрудникам, какие-либо периодические выплаты, неликвидные активы, затраты на сувенирную продукцию.
- Маркетинговая стратегия — если вы неэффективно вкладываетесь, например, в контекстную рекламу, этот канал лучше исключить.
- Бизнес-модель компании — включает в себя несколько финансовых моделей под разные сценарии. Если по факту результаты совпадают с той или иной моделью, вы делаете ее основной.
- Ответственные за решения и сроки исполнения.
С помощью антикризисного плана вы понимаете, где, что и как можно улучшить. Допустим, вы понимаете, что покупатели стали меньше покупать ваш продукт из-за снижения его качества. Следовательно, нужно направить максимум ресурсов на улучшение продукции. Либо вы обнаружили, что компания накопила большое количество кредитов. В этом случае можно, например, подать заявку на рефинансирование или льготное кредитование.
Обращаю внимание, что приведенный выше план — это опорная модель. Конкретные его пункты и действия будут зависеть от специфики вашей компании и бизнес-ниши. Например, если руководитель бизнеса получает 800 тысяч рублей, а менеджер — 200 тысяч, понятно, что оптимизировать расходы следует на стороне главы предприятия.